г. Ижевск,
ул. Коммунаров, 197

998-233
8 912 767 78 73

 
   
 

              Человек  хочет быть счастлив, это естественное желание, но почему счастливых людей так мало? Согласно ведическому знанию, человек - это и есть само Счастье, Душа, наполненная вечной возвышенной  Радостью, его истинная суть - это трансцедентное состояние  Сатчитананда - Бытие - Сознание - Блаженство.

В своем бесценном трактате "Йога - Сутры" великий мудрец Патанджали раскрывает нам реальную причину страданий - беспокойство ума  и неспособность контролировать ментальную деятельность и гениально исследует природу ума.            

Патанджали выделяет 5 видов активности ума, на санскрите они называются Вритти, и они могут быть причиняющими боль и непричиняющими:

1) Прамана - прямое знание.

·    Пратьякша - в уме есть доказательства, несомненное утверждение, познающееся органами чувств.

·    Анумана - предположение, основанное на вере.

·     Агумана - мудрость священных текстов.

2) Випарьяя - ложное понимание, представление о вещах, не соответствующее действительности.

3) Викальпа - страхи, фантазии, галлюцинации.

4) Нидра - сон.

5) Смрити - воспоминания о прошлом опыте.

 Центр сознания свободен от этих состояний, только тогда вы можете пребывать в своем Я.

Воображение преобразует вритти в желание. Желание становится побуждением. Затем человек совершает карму - действие для исполнения желания. Действие порождает самскару. Когда наш ум снова и снова улавливает и отмечает одно и тоже вритти, образуются  самскары.

Мы бежим по кругу и не можем из него вырваться: ЖЕЛАНИЕ ~ ВРИТТИ ~ ПОБУЖДЕНИЕ ~ ЭМОЦИЯ  И  ДЕЙСТВИЕ ~ ПРИВЫЧКА ~ САМСКАРА ~ ВАСАНА  и снова по кругу...

 

 ПРИЧИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАДАНИЙ. ЧЕЛОВЕК  НЕСЧАСТЕН ТАК КАК ОН СТРАДАЕТ. Патанджали  выделяет пять видов психических страданий, которые на санскрите называются КЛЕШИ:

1) АВИДЬЯ - невежество. Базовое страдание. Когда исчезает авидья - исчезают все остальные КЛЕШИ. Невежество означает предавать большое значение тому, что неважно: постоянным считать то, что изменчиво; радостью считать то, что таковым не является; нечистое считать чистым; временное принимать за постоянное.

2) РАГА - страстное желание, упорное стремление к чему-то, привязанность к удовольствиям.

3) ДВЕША - отвержение чего-либо неприятного.

4) АСМИТА - чувство разделенности, отсутствие единства со всем существующим.

5) АБХИНИВЕША – страх.

Освобожденное  сознание лишено этих пяти привязок. Бог - это Пуруша, Бытие, которое за пределами этих ограничений.

 Мудрец Патанджали в своем трактате определяет также все виды препятствий на духовном пути:

1) Вьядхи - болезнь тела. Как только вы начинаете практиковать, в теле возникает боль и это препятствует вашему продвижению.

2) Сатьяна - болезнь ума, умственная отсталость, неспособность воспринимать, слушать, понимать.

3) Самшья - сомнение. Ум охватывают сомнения. Существует три типа сомнений:

- Сомнение в самом себе.

- Сомнение в технике.

- Сомнение в учителе.

Для прогресса необходимы уверенность в своем неисчерпаемом потенциале, почитание техники и уважение к учителю.

4) Прамада - это значит делать что-то неправильное, зная что это неправильно, беззаботность, безалаберность, отсутствие осознанности, внимательности.

5) Лень или тяжесть в теле. Нежелание выполнять асаны, пранаяму.

6) Авирати - увлечение каким-либо объектом чувственных наслаждений, одержимость. Несовершенность любого из чувственных опытов создает это препятствие.

 7) Бхаранти Даршана - "галлюцинация". Многие духовные искатели, выполняя какие-либо практики,  переживают  необыкновенные состояния и опыт и это их сильно увлекает. Это называется йога майя. Это приводит к заблуждениям.

 8) Алабдха бхумикатва - "период стагнации".  Практикующий не чувствует прогресса. Здесь необходимо проявлять терпение.

  9) Анаваститата - "нестабильность" в каком-либо из состояний. Полученный  эффект от практик длится непродолжительное время.  

 Далее Патанджали отмечает, что наряду с упомянутыми преградами возникают пять побочных эффектов, которые четко проявляются при возникновении любого из вышесказанных препятствий. Это пять викшепас: дукха или грусть, печаль; дурманасья - чувство горечи внутри себя, горечь по отношению к самому себе; ангаме джаятва - отсутствие координации в теле; схваса прасхваса - неравномерное дыхание.

 Как научиться контролировать свой ум? Как не позволять ему управлять самим собой? Как сделать его инструментом для достижения высоких жизненных целей? Патанджали  направляет нас: это возможно с  помощью  АБХЬЯСЫ  И ВАЙРАГЬИ, практики и непривязанности. АБХЬЯСА значит  "находиться в настоящем моменте", для чего нужны определенные усилия, действия.

Мудрецы утверждают, что во время Кали - Юги ( это период существования нашей цивилизации) самый верный способ преодоления всех колебаний ума, причин страданий, препятствий - это Джапа- медитация (повторение имени Господа).

 Желаем Вам успехов в Вашей практике (абьхясе)!